Пн-вс: 11:00—21:00
whatsapp telegram vkontakte email

Удмуртский народный костюм Реконструкции художника-этногрофа, кандидата исторических наук Л.Молчановой Презентацию подготовила учитель ИЗО Косолапова. — презентация

Традиционные повседневные одежды и обувь

Костюмы народностей, населяющих северную и южную территории Удмуртии, различны. Издревле одежда изготавливалась из простых добротных материалов: овчины, холста или сукна. Женщины с юных лет обучались ткать, шить и вышивать. Молодая мастерица до замужества набивала свой сундук нарядами собственного изготовления, которых насчитывалось около 40 штук. Они предназначались для будущего мужа и новой родни. Все представители народности имели несколько комплектов национального костюма удмуртов:

  • каждодневная одежда;
  • праздничная;
  • облачение для обрядов (погребальные, свадебные).

Удмуртская обувь – это ботинки (ката), лапти (кут), валенки (гын сапег), сапоги из кожи (сапег). Женские, мужские и детские облачения делались особым образом. Отдельные элементы костюмов разнились, наделялись своей символикой, несущей определенную функцию.

Женские

Народный удмуртский женский костюм состоит из рубашки-туники (дэрем), кафтана-халата (шортдэрем), передника (айшет), головного убора из бересты (айшон). Североудмуртская женщина носила белую холщовую тунику со съемным, затейливо вышитым нагрудником (кабачи). Сверху она надевала беленый кафтан или халат с поясом и передником, но уже без грудки. Одеяние северянок во многом походило на облачение народов Пермского края.

Удмуртка-южанка поверх рубахи надевала приталенный камзол или же безрукавку и фартук с грудкой, а на низ – штаны. Ткани использовались пестрые, заимствованные от татарских соседей. Кабачи носили замужние дамы. Позднее нагрудники стали делать из кусочков вышитой ткани, которые украшались монетами и пуговицами. Зимой женщина-удмуртка носила более теплый костюм, дополняя его верхней одеждой:

  • шубой из овчины;
  • отрезным по талии кафтаном-туникой с ложными вшивными рукавами. Его накидывали на плечи либо надевали, а рукава затыкали сзади, продевая руки в прорези.

Впервые выгонять корову в доме мужа молодая жена обязана была именно в кафтане с ложными рукавами. При этом удмурты считали, что чем длиннее рукава, тем состоятельнее молодка.

Рукава рубахи для женщин расшивались яркой вышивкой, которая использовалась в качестве оберега, защищающего от черного глаза. Когда вышивальщица заканчивала работать, она ставила на одежду свой чук из нескольких ниток, как клеймо мастера. Другим мастерицам такие облачения запрещалось копировать.

Мужские

Комплект для сильного пола удмуртской народности напоминает русский костюм. Такая схожесть в облачении естественна для соседей. Мужской ансамбль включает:

  • светлую полосатую рубаху до колена с ремнем на талии или же с узорчатым пояском;
  • свободные по крою холщовые выбеленные (либо синие) брюки;
  • рубашечный воротник – украшался вышивкой;
  • тканый пояс – считался оберегом и нес обрядовую функцию;
  • в холодный период надевали на рубаху приталенный удлиненный кафтан, тулуп из сукна либо овчины в пол с огромным воротом.

Мужчина-ремесленник подпоясывался сыромятным толстенным ремнем, имеющим пряжку из меди и железные скобы для инструментов.

Мужской удмуртский наряд на каждый день изготавливался из грубых простых тканей. Для пошива рубах костюма северных удмуртов чаще использовали лен. Южане предпочитали коноплю.

Детские

Детский национальный костюм удмурты-малыши почти всегда донашивали за старшими. Ношенная материнская рубашка становилась первой одеждой маленькой девочки, а отцовская – мальчика. Грубая, многократно постиранная ткань делалась мягкой и идеально подходила для нежной детской кожи.

Рецепты наших бабушек удивят даже нобелевских лауреатов по химии

В середине 19 века ученые изобрели химические красители, чуть позже – анилиновые. Но наши бабушки по-прежнему «расписывали» свои платья природными красителями, использовали рецепты, проверенные временем, а для их приготовления — сок цветов и растений. Смотришь на старинные платья и удивляешься богатой палитре красок. Что же использовали мастерицы? Об этом в канун праздника государственности Удмуртии рассказывают научные работники Глазовского краеведческого музея.

Василек, душица да студеная водица

Оказывается, какие только рецепты ни придумывали мастерицы, чтобы выглядеть нарядно и привлекательно. Привозных красителей, таких, как индиго, шафран, чернильные орешки – в деревнях было днем с огнем не сыскать, поэтому для окрашивания тканей использовались обыкновенные лебеда, василек, череда, душица — все, что росло на лугах.

Растительным сырьем окрашивали не только льняные полотна, но и шерстяные, и даже мягкую кожу для обуви и украшений.

В фондах музея хранятся яркие нагрудники, украшенные орнаментами, – кабачи. Есть нарядные юбки и рубахи из пестряди, полотенца и платки с затейливыми узорами – и все это соткано или вышито цветными нитями сто и более лет назад!

Красный и не очень красный

Изучив удмуртские костюмы, мы пришли к выводу, что чаще красились льняные ткани и нити. Лен хорош для жителей и южных, и северных районов Удмуртии. В жару он спасает от перегрева — температура тела в такой одежде на 3-4 градуса ниже, нежели в одежде из хлопчатобумажных или шелковых тканей. В прохладную погоду лен согревает.

Технология получения красок из растительного сырья была несложной. В ход шло все: от кореньев различных растений до еловых шишек. Например, ягоды воронца придавали ткани черный цвет, его стебли и листья – красный, плоды можжевельника – синий, корень марены – тоже красный, но другого оттенка, а еловые шишки – коричневый.

Варежки — в шелухе варены

Материалы, полученные во время научной экспедиции по Глазовскому району и в заказнике «Адамский», архивные выписки из запасников музея помогли нам составить список из двадцати двух наименований растений, в которых содержатся красящие вещества. Цветки василька, чистотел, крапива, кора дуба и даже грибы — все это использовали русские и удмурты в окрестностях Глазова при окрашивании пряжи и ткани.

Многие жительницы Глазовского района рассказали нам, как их мамы окрашивали льняную ткань и шерстяную пряжу в разные цвета. Надежда Геннадьевна Золотарева из деревни Кельдыково, помнит, как ее мама готовила отвар из листьев крапивы, березовых почек, луковой шелухи для окрашивания шерстяной пряжи — из нее она вязала носки и варежки.

Рубахе нравится вороний глаз

Растения использовались и для прокраски выцветшей одежды, например, брюк и мужских рубашек.

Жительница деревни Сева Надежда Александровна Полтанова рассказала, как это делали в старину:

— Замачивали одежду в отваре дубовой коры или собирали стебли и ягоды вороньего глаза, добавляли уксусную кислоту и кипятили на медленном огне около часа. После этого старая одежда становилась, как новая.

Обычно натуральные красители довольно нестойки и требуют закрепления при помощи дубильных веществ. Некоторые растения содержат их, и, зная это, наши бабушки составляли свои искусные рецепты. Комбинировали набор трав, использовали кислоту и добивались различных расцветок и густоты тона.

Хороши квасцы!

Чтобы краска прочно держалась на ткани, нужна протравка или закрепитель. В этой роли выступали рассол квашеной капусты, квасцы, медный купорос, винная кислота, позже – уксус.

Самый простой и удобный вид протравки, когда окрас и закрепление проходят одновременно. Например: для получения темно-бежевого цвета брали около 300 граммов сухих березовых листьев, замачивали их в холодной воде на сутки, а затем кипятили. Отвар процеживали, опускали в него пряжу или ткань и добавляли закрепитель. Все это кипятили на медленном огне в течение часа. Окрашенные мотки доставали, прополаскивали в чистой прохладной воде и вывешивали на свежий воздух для просушки.

Так красили не только льняные ткани, но и шерсть для платьев, платков, варежек.

Кышет, айшет и дэрем. Что из этого носили северные удмурты?

Костюмы жителей севера Удмуртии отличались от костюмов, популярных в других районах. Для изготовления полотна использовались крапива, конопля, позже – лен. «Поле голубого льна, ты, как небо голубое…» — писал поэт Флор Васильев.

Постепенно прочное льняное полотно вытеснило конопляные юбки да платки. А вот шерстяной нити не нашлось замены.

С древних времен удмурты разводили овец, об этом свидетельствуют находки на Иднакаре, например, ножницы для стрижки овец. Шкура овцы использовалась для шитья шуб и шапок. Из овечьей шерсти пряли нить, ткали ткани, шили одежду. В 19-м веке очень популярной была удмуртская сукманина – ткань из шерстяной и льняной нити. Наша сукманина имела большой авторитет на российском рынке.

Из овечьей шерсти катали-валяли валенки и шляпы. Освоили эту технологию довольно поздно – в конце девятнадцатого века.

Материалами для отделки удмурт-ского костюма служили покупные ситец, шелк, позументная и атласная ленты, декоративная тесьма, монеты, бисер, бусы, раковины каури. Вышивки для декорирования костюма выполняли золотой, серебряной, шелковой, шерстяной, иногда хлопчатобумажной нитью. К началу 20-го века ювелирную вышивку в костюме сменило узорное ткачество — орнамент состоял из геометрических фигур, где главное место занимал сложный и многообразный ромб. Ромб с лучами – символ солнца, расчерченный ромб – символ вспаханной земли. Встречается в удмуртском орнаменте и изображение животных, главным образом, водоплавающих птиц и коня. Нашим мастерицам нельзя было отказать в чувстве красоты и гармонии. Каждая из них в той или иной степени была художником.

Удмуртский костюм – один из самых сложных и красочных в Поволжье. Сложный он, прежде всего, потому, что многослоен. Основой северно-удмуртского женского костюма служит белая льняная рубаха – дэрем. Поверх нее, на грудь, женщина надевает яркий, с преобладанием красного цвета, нагрудник.

Девушки нагрудники никогда не носили, а с левой стороны на рубаху пришивали красный треугольник-оберег. Поверх рубахи надевали белый распашной халат – шортдэрем. Он прижимался к талии передником – айшетом. На голову женщины повязывали треугольный декорированный платок – кышет, а девушки надевали нарядную шапочку – такью. На ноги наматывали онучи, а поверх них натягивали чулки. Мужская праздничная рубаха изготавливалась из белого льна. По вороту, рукавам и подолу делалась декоративная вышивка или выполнялась узорная красно-белая полоска.

Повседневную рубаху шили из ткани в мелкую клетку. Штаны — из синей ткани в узкую белую полоску.

В начале 20-го века вместо белого шортдерема женщины поверх рубах стали носить многоклинные юбки в клетку. Тогда же начали шить клетчатые платья. Они были очень красивы, потому что сзади, на талии, ткань собирали в аккуратную сборочку или мелкую складочку. Обязательным в костюме женщины был передник.

Осенью и весной носили белый, серый или коричневый сукман – пальто из шерстяной ткани. Мужчины надевали войлочную или суконную шапку, женщины – шерстяные платки и шали. Пока в обиход не вошли валенки, зимой северные удмурты ходили в берестяных лаптях с толстыми шерстяными онучами, под них надевали льняные онучи. Кожаная обувь считалась праздничной – ее заказывали у специальных мастеров, которые шили изящные женские ботиночки и крепкие мужские сапоги.

Л. Лихачева.

Праздничные одеяния

Праздничный мужской удмуртский костюм – белая рубаха с вышитыми красными нитями, идущими полосками вдоль рукава, по вороту, подолу изделия. Брюки шились из черной ткани или синей. Пояс делали широким в красном цвете или пестрым. Одежда для молитв – рубашка нательная и белый кафтан изо льна прямой спереди, приталенный сзади.

Костюм удмуртской девушки для свадьбы был преимущественно белым. Праздничный кафтан шился из плиса, украшался тесьмой. Свадебный сюлык (белая расшитая холстина) вышивался черной нитью, декорировался кистями по бокам.

Национальный костюм удмуртов мужчин

Мужской удмуртский национальный костюм включает:

  • рубаху;
  • пояс или ремень;
  • штаны.

Рубаха – белая холщовая с вырезом на правой стороне груди и рукавами, которые украшены красными тонкими поперечными полосками. Ее мужчины всегда надевали навыпуск и подпоясывали ремнем или плетеным поясом. Штаны обычно плотные и темного цвета, чаще — синего. Мужская обувь, как правило, не украшалась. Летом носили лапти, зимой — валенки.

Сегодня удмуртский народный костюм редко используется по назначению. Их хранят в музеях или дома в сундуках как семейные богатства, надевают на выступления этнические фольклорные ансамбли. В деревнях сохранился обычай надевать национальную одежду на свадьбу и большие праздники.

Национальные головные уборы

Многослойность всегда была присуща национальным костюмам. Для удмуртов это тоже типично. Южные девушки облачались в сложные головные уборы:

  • шапочки с высоким лбом (айшона);
  • налобные повязки, украшенные бусинками и ленточками;
  • платки, расшитые и отделанные бахромой;
  • когда замужняя женщина становилась матерью, она надевала вышитое полотенце, закрепляя его сверху косынкой.

Костюм удмуртской девушки с севера включал холщевую шапочку (такья), которая декорировалась монетками и кумачом. Девочки-подростки надевали круглую такью. Взрослея, они меняли ее на продолговатую. Еще молодые девушки носили повязки с блестками и лентами, а также платки из беленых тканей. Замужние женщины дополняли тюрбан полотенцами, вышитыми красными нитями. Пожилые удмуртки вместо берестяного айшона (кокошника) носили пелькышет (шапочку с длинными концами), который покрывали платком.

Удмуртский костюм для мужчин был дополнен суконным колпаком в форме цилиндра. Зимой они носили теплые овчинные шапки. Эти уборы были пошиты по типу малахая.

Декор костюма

Национальный удмуртский костюм щедро декорировался вышивками, монетами, лентами и разными украшениями. Особенно тщательно украшался съемный нагрудник и налобная повязка. Для отделки использовались русские монетки и серебро. В ход шли бляшки, пуговицы, подвески, жетоны.

Богатые семьи передавали серебряные украшения по наследству. Менее состоятельные удмурты использовали в декоре имитацию жестяных и оловянных монеток. Носили металлические браслеты с орнаментами, а также огромное количество серег, колец, декоративных цепей.

В отличие от мордвы и чувашей, удмурты мало использовали для декорирования своих костюмов стекло и бисер. Замужние дамы любили украшать косы накосниками, изготавливающимися из узкой полоски холста, увешенной жетонами и монетками. Накосник прикреплялся к такье сзади при помощи металлической пластины.

Уши часто украшали подвесами (пельугы) из отдельных нитей серебряных монет. Шею декорировали снизкой из холстяной полоски. Ее обшивали монетами, красной ситцевой тканью, некрупными бусами, раковинами.

Популярное среди удмуртов украшение – йырпинь. Это белые ракушки, которые считались оберегом. Семейную реликвию передавали по наследству.

Ткани и цвета

Цвета удмуртского национального костюма – белый, черный, красный, охра, индиго. На севере преобладали первые три оттенка. Полихромную расцветку предпочитали на юге. Ткани простые для повседневной одежды – холст, сукно, овчина. В XIX веке для выходных нарядов использовали шелковые и атласные ткани.

Государственный флаг Удмуртской Республики выполнен в черно-бело-красной палитре.

Национальный костюм удмурта – одежда добротная, яркая, многогранная, но с постоянными народными элементами. Наряды разнятся не только по типу использования (праздничная, повседневная или обрядовая), но и в зависимости от территориальной принадлежности населения, будь то сдержанные северяне с русским влиянием или яркие южане, многое позаимствовавшие для национального костюма от татар и башкир.

Женский удмуртский национальный костюм

Женский североудмуртский наряд – древний и простой по покрою тип одежды. Основой было платье-рубаха: прямой плотный материал, прямоугольные рукава, вырез треугольный или овальный без воротника. Подол и рукава платья традиционно украшались вышивкой. Поперечная вышивка розеткой называлась колтырмач, а рельефная продольная с ромбообразным рисунком – гордэн. Удмуртский женский костюм северян обязательно включает в себя распашной кафтан шортдэрем. Его крой похож на рубаху, только воротник был квадратный отложной и рукава короткие. Шортдэрем богато украшался бусами, монетками, каури, полосками кумача и вышивкой на подоле и воротнике. Способов отделки кафтана было много:

  • зок кумак понэм – много кумача;
  • пичи кумач понэм – немножко кумача;
  • котыр кумач понэм – полоса кумача вокруг всего кафтана;
  • котуло – широкая полоса кумача до линии талии;
  • котрах тачкиё – отделка вышивкой на полах, подолах и плечах;
  • вожен шырем – зеленая вышивка по подолу;
  • гордэн шырем – красная;
  • сьодэн шырем – черная.

Национальный костюм удмуртов невозможно представить без передника (айшет, азькышет или ашшет), обшитого кружевами, тесьмой, узорами. Завязки изготавливались в виде кисточек из разноцветных кусочков ткани. По праздникам одежда дополнялась узорным поясом, на который сбоку вешали платочек. Подпоясывались все с напуском на переднике.

Удмуртский национальный костюм в качестве обуви предусматривает лыковые лапти по русскому образцу. В праздники надевали удмуртские народные лапти, которые имеют трапециевидную форму носка. Под лапти удмуртки надевали толстые белые холщовые чулки чуглэс, верхняя ткань красиво вышивалась узорами или кумачом. На чулки натягивались узорные тонкие марчанчуглэс.

Ссылка на основную публикацию
Похожее